Новости

Подписан Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»».

04 августа 2023

С одной стороны, это долгожданные и вполне логичные изменения. С другой – очередной пример отрубания хвоста по частям. Кошке больно, а толку мало.

Прежде о хорошем. То поколение, которому повезло в своё время иметь возможность в школьные годы попробовать на практике, а не на экране ТВ или компьютера самые разные работы и виды творчества, хорошо помнит – возможность лучше, чем её отсутствие. Сколько замечательных инженеров выросли из кружков судо- и авиамоделистов? Сколько радиолюбителей стали схемотехниками, программистами, связистами и телевизионщиками? Сколько водителей пришли в профессию не потому, что больше нечем было заняться, а потому, что ещё в юности почувствовали радость свободы и то самое «моё». Сколько токарей, сварщиков, каменщиков не пошли в институты не потому, что не взяли, а потому, что профессию поняли и почувствовали руками?

Разрушение системы Учебно-производственных комбинатов было, конечно, ошибкой. Всем родителям хочется, чтобы дети выросли Лобачевскими, Лундстремами, Поповыми… не у всех есть тот дар, который это позволит. Но значит ли это, что те, кто не может быть химиком, физиком, философом, или президентом не могут состояться в других профессиях? Конечно нет! Могут.

Закон – один из шагов в сторону возрождения системы, дающей молодым возможность не пропустить своё настоящее призвание. И это хорошо.

А что не хорошо?

А нехорошо, то, что в первых же комментариях проявилось несбалансированность и недоработанность этой меры. Главное – явный прекос именно в сторону неквалифицированного и непрофессионального труда. Мести дворы, сажать деревья и убирать школьные классы можно было и без этого закона. И всё это точно к профессиональной ориентации ни малейшего отношения не имеет. Это выродится в очередную потёмкинскую деревню.

Важно ведь совсем другое. Важно создать возможность подросткам последовательно, методично в соответствии с возрастом и базовым образованием попробовать руками настоящие рабочие, а после и инженерные работы. Для этого внесённых законом изменений недостаточно.

В первую очередь необходимо дать муниципалитетам прямое полномочие покрывать расходы предпринимателей и компаний на выплаты на фонд заработной платы и покрытие повышенных расходов на материалы и расходный инструмент, в связи с наймом на сокращённый рабочий день подростков.

Одновременно компании должны получить возможность привлекать в качестве учеников подростков от 14 лет и старше как непосредственно, так и по прямым соглашениям с муниципалитетами. При этом такие соглашения должны заключаться непосредственно, а не в рамках закона о госзакупках.

Это минимум, который необходим, чтобы всё заработало как нужно.

Ещё один важный элемент – установление законом статуса наставников производства. Мастеров, задача которых обучение и адаптация к условиям реального производства как молодых рабочих, так и школьников практикантов. Это должны быть отдельные люди с большим производственным опытом и обученные дополнительно как преподаватели-наставники. Их оплату могли бы взять на себя частично предприятия, а частично бюджеты регионов.

Всё это необходимо, чтобы имитация заботы и права, исчезла, а её место заняла бы действительно дееспособная, эффективная и устойчивая система профориентации и подготовки кадров для реального производства.

А талантливые экономисты, философы, музыканты, актёры, художники никуда не денутся. Пробьются и тоже сделают своё дело. Так было во все времена и нет причин думать, что дальше будет иначе.