Новости

Прокуратура призвала муниципалов почитать Конституцию

15 июня 2022

В Устав муниципалитета предлагается вписать положение о вхождении МСУ в единую систему публичной власти.

Органы прокуратуры начали рассылать по муниципальным советам модельный акт, предполагающий внесение изменений в уставы муниципалитетов. Вписать в основной муниципальный акт предлагается положение о вхождении МСУ в единую систему публичной власти.

В обоснование своей позиции прокуроры ссылаются на Федеральный Конституционный закон №1-ФЗ от 14.03.2020 (о поправке в Конституцию) и положения ч.4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ.

Упорство, с которым местное самоуправление пытаются поставить в общий строй, явно достойно лучшего применения. Авторам кажется, что авторитет статуса надзорного органа задавит всякое желание возражать.

Гражданин от слуги отличается тем, что имеет право голоса и ответственность за свои поступки. Избранный гражданин (депутат) отличается от слуги наличием политической воли и поддержки избирателей, доверивших ему, в числе прочего обязанность защищать основы конституционного строя нашей страны, а не расшатывать наше государство и его основной закон.

В первой главе Конституции дан исчерпывающий перечень систем власти и описание основ их взаимодействия. В частности, в главе 1 Конституции России есть: государственная власть, разделяемая на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых самостоятельна (статья 10); местное самоуправление, которое самостоятельно и не входит в систему органов государственной власти.

А ещё есть часть 1 статьи 15 Основного закона, где написано, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Никакими поправками не исключалась из текста нашей Конституции и статья 16:

«1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации».

А вот системы «публичной власти» в первой главе нет. Совсем. Нигде. Ни в какой форме.

Сомневаюсь, что прокуроры не умеют читать. Не думаю, что первую главу Конституции они просто «пролистали». Почему прокуроры игнорируют положения 1 главы Конституции Российской Федерации меня мало волнует.

Меня волнует моя обязанность защищать Конституцию и Основы конституционного строя моей страны. Если какие-то модельные акты, пусть даже сочинённые и сотрудниками прокуратуры явно вступают в противоречие с основным законом, я считаю себя обязанным не молчать, а прямо выразить несогласие и потребовать защиты Конституции.

Закон прямого действия прямо запрещает включать местное самоуправление в какие бы то ни было системы власти. Тем более, если такие системы не входят в Основы конституционного строя.

«Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно», — так написано в Конституции.

Любое иное положение будет противоречить статье 12 и 1 Главе Конституции, а значит основам Конституционного строя. Если прокуратура готова доказывать, что это не так – с интересом выслушаю или прочитаю.

Тем не менее вопрос о взаимодействии муниципалитетов с иными системами управления не праздный. Жизнь ежедневно доказывает необходимость взаимодействия как с соседними муниципалитетами, так и с органами государственной власти. С последними не только на уровне региона, но и, случается, на уровне федеральном.

Вписать это взаимодействие в уставы муниципалитетов, может и не самая никудышная идея. Вопрос – можно ли это сделать, не вступая в прямой конфликт с Конституцией России?

Я считаю, что выход возможен. Нужно в проекте Решения о внесении изменений в Устав предусмотреть не 1, а 2 пункта следующего содержания:

«1.1 Статью 1 Устава дополнить пунктами следующего содержания:
» (_№ п.__) Органы местного самоуправления (тип муниципального образования) муниципальный округ (наименование) не входят в систему органов государственной власти;

(_№ п.__) Органы местного самоуправления (тип муниципального образования) муниципальный округ (наименование) могут осуществлять взаимодействие с иными муниципальными образованиями и органами государственной власти для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на территории (тип муниципального образования) муниципальный округ (наименование); «

Такая формулировка вполне соответствует как текущему состоянию федерального законодательства и требованиям прокуроров, так и положениям 1 главы Конституции Российской Федерации.