Новости

Как разорят тебя по закону 444-59 ?

02 августа 2022

Согласно изменениям внесённым ст. 1 закона №444-59 в Закон Санкт-Петербурга от 26 апреля 2006 года N 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга», граждане собственники жилых помещений в многоквартирных домах не участвовавшие в общих собраниях собственников, а равно граждане, проголосовавшие на общих собраниях собственников против включения их домов в программы комплексного развития территорий могут быть лишены их собственности без предоставления иного жилья, даже в случаях, когда изымаемое жильё было единственным.

Это длинный текст! Иначе было невозможно. Очень важно, чтобы каждый понял почему нужно отменить закон о КРТ.

Согласно изменениям внесённым ст. 1 закона №444-59 в Закон Санкт-Петербурга от 26 апреля 2006 года N 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга», граждане собственники жилых помещений в многоквартирных домах не участвовавшие в общих собраниях собственников, а равно граждане, проголосовавшие на общих собраниях собственников против включения их домов в программы комплексного развития территорий могут быть лишены их собственности без предоставления иного жилья, даже в случаях, когда изымаемое жильё было единственным.

П. 2 ст. 17_3 Закона Санкт-Петербурга от 26 апреля 2006 года N 221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга», не распространяется на собственников недвижимости, не состоящих на учёте, в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п.3 ст. 32_1 Жилищного кодекса РФ собственникам предоставляется возмещение, определяемое в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса, на день, предшествующий дню принятия решения о комплексном развитии территории жилой застройки. Однако, в соответствии с п.п. 2 п. 6 ст. 66 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена публикация проекта решения о комплексном развитии территории, которая в соответствии со ст. 14_5 Закона Санкт-Петербурга от 28 октября 2009 года N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" (изменения внесены законом №444-59) должна быть произведена не менее чем за 90 календарных дней до проведения общих собраний собственников многоквартирных домов.

Таким образом, информация о территориях и конкретных домах, планируемых к включению в программу комплексного развития территорий, поступит на рынок значительно раньше дня фиксации цены и процесс снижения рыночных цен может продолжаться более 1 квартала подряд.

Здания, соответствующие п.3 ст. 14_3 Закона Санкт-Петербурга от 28 октября 2009 года N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" (изменения внесены законом №444-59) и сегодня относятся к низкому ценовому сегменту, а после публикации проектов решений о комплексном развитии территорий снижение их рыночной цены может измеряться десятками процентов. Как следствие, даже с учётом дополнительных условий, содержащихся в п. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, общая сумма компенсационной выплаты может оказаться ниже стоимости квартиры с площадью не меньшей и с количеством комнат не меньшим, чем те, какие были в квартире, изымаемой у собственника.

Сумма компенсации определённая с учётом указанных положений законодательства, также может оказаться недостаточной для самостоятельного приобретения собственником новой жилплощади, соответствующей норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной п. 1 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге»

В отсутствии, установленного законом индикатора (норматива) стоимости 1 м2 площади жилых помещений, итоговая сумма компенсаций собственникам за изымаемые жилые помещения может оказаться существенно ниже 5 500 000, что на сегодняшний день является ценой отсечения для однокомнатных квартир, расположенных в обжитых районах Санкт-Петербурга, выше первого этажа.

Переезд в отделённые районы, в однокомнатные квартиры на первых этажах в кирпичных хрущёвках, расположенных в Павловске, или Ломоносове невозможно признать улучшением жилищных условий для собственников квартир, выселяемых в таких районах города, как, например Калининский район.

Даже текущие цены на квартиры (не первый этаж) в кирпичной хрущёвке в пределах МО Гражданка могут составлять 5 600 000 рублей. В случае снижения от этой цены на 30% итоговая выплата собственнику может оказаться на уровне менее 4 000 000 рублей. В панельных домах массовых серий постройки 1957-1970 годов, этот уровень может оказаться ещё ниже.

Положения п.8 ст. 32 Жилищного кодекса не гарантируют собственнику возможность замены финансовой компенсации, а оставляют только возможность, при согласии, в соответствии с п. 1 ст. 14_4 Закона Санкт-Петербурга от 28 октября 2009 года N 508-100 «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге», лица, с которым заключён договор о комплексном развитии территории. Обязанности в предоставлении собственнику жилой площади, а не финансовой компенсации законодательство не устанавливает.

В итоге при несогласии лица, с которым заключён договор о комплексном развитии территории и в условиях падения цен на жилые помещения в многоквартирных домах, отвечающих критериям, установленным законом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, при прогнозируемом общем росте цен на недвижимость в случае роста спроса, вызванного появлением большого количества семей нуждающихся в покупке квартиры в связи с освобождением квартир в домах попадающих в зоны комплексного развития территорий, сегодняшние собственники могут оказаться лишены возможности самостоятельного приобретения жилой недвижимости и в положении лиц без определённого места жительства, но с несколькими миллионами рублей на банковском счету.

Текст закона №444-59 не устанавливает сроки выплаты финансовых компенсаций, а равно сроки предоставления жилых помещений гражданам, за изымаемые жилые помещения. Положения ст. 32_1 Жилищного кодекса оставляют эти вопросы на усмотрение сторон по договорам, предусматривающим переход права собственности на жилое помещение.

У собственников нет, установленных законом, гарантий, что лицо, с которым заключён договор о комплексном развитии территорий не потребует принять условия выплат несколькими траншами, в продолжение нескольких лет, или только после продажи квартир во вновь построенных зданиях. При этом, в соответствии с п. 14 ст. 32_1 Жилищного кодекса собственник не имеет права уклониться от подписания договора, предложенного лицом, с которым заключён договор на комплексное развитие территорий под угрозой судебного иска.

В таком случае, даже относительно существенная компенсация, рассчитанная с учётом «Показателей средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации», ежеквартально утверждаемых приказами Минстроя России (на III квартал 2022 года для Санкт-Петербурга = 162 963 рубля /м2) выше 7 300 000 рублей может не позволить бывшим собственникам избежать выселения на улицу.

Закон № 444-59 также не содержит никаких норм, гарантирующих соблюдение прав собственников в случае недобросовестных действий лица, с которым заключён договор о комплексном развитии территорий. В случае неисполнения таким лицом обязательств по выплате финансовых компенсаций, гражданам остаётся только подавать исковые заявления в суд или обращаться на общих основаниях в следственные органы. Обе возможности предусматривают длительные по времени процессы, с непредсказуемым финалом, так как даже в случае установления вины ответчика, взыскание ущерба может растягиваться на годы, а семьи, сейчас являющиеся собственниками недвижимости и относящиеся к среднему классу, в это время будут вынуждены находиться на положении лиц без определённого места жительства.

В отсутствии гарантий возможности приобретения нового жилья, при наличии обязанности передать своё недвижимое имущество лицу, с которым заключён договор комплексного развития, граждане, включая несовершеннолетних, теряют возможность регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства, в соответствии с положениями ст. 6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» № 5242-1 от 25.06.1993 года.

Граждане не имеющие регистрации по месту жительства могут утратить возможность получения различных документов (заграничного паспорта, пенсионного удостоверения, водительских прав и т. д.), оформления кредитов, определения детей в детские сады или школы, прикрепления к поликлиникам, устройства на работу или получения мер социальной поддержки. Такие граждане могут столкнуться с невозможностью (ограничениями) участия в голосованиях, регистрации (перерегистрации) в качестве индивидуального предпринимателя или регистрации (перерегистрации) юридического лица.

Закон не содержит прямых гарантий прав несовершеннолетних собственников жилых помещений (долей в жилых помещениях), а также отсылочных норм, гарантирующих соблюдение процедур, предусмотренных ст. 21 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» №48-ФЗ от 24.04.2008 года, п.2 ст. 37 Гражданского кодекса РФ.

Текст закона №444-59 не содержит положений гарантирующих равный подход к определению размеров компенсации за изымаемые помещения для собственников. В свою очередь положения статьи 32_1 не дают понимания методики определения размеров компенсационных выплат, что позволяет коммерческим структурам (лицам, с которыми заключены договора на комплексное развитие территорий) использовать существенно разные подходы в каждом отдельном случае, что в свою очередь не может соответствовать ч.2 ст. 19 Конституции Российской Федерации.

Текст закона №444-59 устанавливает порядок, при котором собственники вынуждены принимать решение о включении дома в программу комплексного развития территории, не имея информации о предполагаемом застройщике и реальных размерах компенсаций, которые они смогут получить. При этом, лицо, с которым заключён договор комплексного развития территории заранее получает возможность требовать передачи ему имущества даже тех граждан, которые не давали согласия на условия компенсаций, сформулированных в одностороннем порядке коммерческой структурой (лицом, с которым заключён договор на комплексное развитие территорий). Фактически граждане, собственники, ставятся в положение, когда их собственность изымается на условиях, сформулированных без учёта их интересов, в пользу коммерческих структур, что явно не соответствует положениям ст. 35 Конституции Российской Федерации.

Исполнение закона №444-59 может привести к неоправданному росту численности: лиц без определённого места жительства; несовершеннолетних, не посещающих дошкольные и образовательные учреждения; граждан, не имеющих постоянной работы; граждан, находящихся в состоянии банкротства. Реализация закона №444-59 может стать причиной статистически значимого повышения заболеваемости населения и роста социальной напряженности в Санкт-Петербурге.

Самое плохое - все говорят, что закон 444-49 - рамочный. Это значит принципы, заложенные в него могут со временем закрепиться в практике и стать общими. Если это случится будет настоящая катастрофа.

Я НЕ ЖЕЛАЮ ТАКОЙ КАТАСТРОФЫ!
Я ЗА ОТМЕНУ ЗАКОНА 444-59

Проект Решения о внесении в Законодательное Собрание инициативы об отмене закона 444-59 я внёс в Муниципальный совет МО Гражданка.