Новости

Особенности реновации в Москве

15 августа 2022

На фоне обсуждений петербургского закона о КРТ появилось много мифов и домыслов о том, как устроен процесс реновации в Москве. Вот анализ реального положения дел на основе документов. Вся правда о реновации в столице.

Помимо конституционного регулирования и общего федерального законодательства, регулирование вопросов реновации территорий осуществляется двумя законами:

- Законом Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» N 4802-1 от 15.04.1993 года (с изменениями на 1 июля 2021 года);

- Законом города Москва «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве» №14 от 17.05.2017 года;

 

В развитие положений указанных законов, исполнительными органами государственной власти Москвы изданы:

- Постановление Правительства Москвы «Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве» №245-ПП от 2 мая 2017 года;

- Постановление Правительства Москвы «О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве» №497-ПП от 1 августа 2017 года (с изменениями на 15 апреля 2022 года) (далее – Программа реновации);

 

 

Современная программа реновации в Москве имеет 18-летнюю предысторию. 6 июля 1999 года было издано Постановление Правительства Москвы №608 «О задачах комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения до 2010 года». Этим документом была определена программа комплексной реконструкции кварталов пятиэтажной застройки.

 

Предстояло снести 1722 панельных пятиэтажных дома определенных в указанном постановлении серий в объеме около 6,3 млн.кв.м.

 

По состоянию на 1 августа 2017 г. в рамках реализации программы комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения осуществлен снос 1671 дома площадью 6,1 млн.кв.м, что составляет около 97% от всего объема программы комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения.

 

Было переселено более 160 тысяч семей, более 450 тысяч жителей. При реализации программы обеспечена комплексная квартальная застройка с необходимыми объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

 

Таким образом, к 2017 году в Москве уже был сформирован опыт реализации масштабной реконструкции кварталов индустриального домостроения, связанный с необходимостью отселения семей и решения вопросов компенсации утраченной собственности.

 

С первых шагов в отношении развития программ замещения зданий периода индустриального домостроения учитывалось изменение нагрузки на:

- объекты здравоохранения;

- объекты образования;

- объекты транспортной инфраструктуры;

- сетевое хозяйство и пропускную способность сетей водоснабжения, водоотведения и электропередачи;

 

В меньшей степени учитывались общественные настроения.

 

До публикации и утверждения регулирующих документов было проведено изучение жилого фонда с учётом конструктивных особенностей зданий. Были выделены конкретные серии (согласно обозначению в проектной документации) зданий не подлежащих капитальному ремонту.

 

При формировании адресного перечня многоквартирных домов, включенных в Программу реновации, были учтены результаты мониторинга технического состояния жилищного фонда, проводимого Государственной жилищной инспекцией города Москвы.

 

Оценивалась и средняя обеспеченность жилыми помещениями жителей Москвы.

 

Рисунок 1: Данные системы ЕМИСС Росстата

Рисунок 1: Данные системы ЕМИСС Росстата

 

Сравнение проводилось с крупными зарубежными мегаполисами. На 2016 год на одного жителя Нью-Йорка приходилось 41,8 кв. метра, на одного жителя Лондона 31,5, а на одного жителя Токио 24,4.

 

В среднем Москва по этому показателю отставала от средней обеспеченности по РФ в 1,29 раза, а от среднего по мегаполисам мира в 1,73 раза. При этом отставание от Нью-Йорка, с которым Москву сравнивают как с наиболее релевантным городом, составляло 2,19 раза.

 

В Москве, на уровне закона РФ, закона города Москва и Постановления правительства города были ясно сформулированы причины и конечные цели программы реновации:

- «под реновацией жилищного фонда в городе Москве (далее также - реновация) понимается совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с программой реновации жилищного фонда в городе Москве, направленных на обновление среды жизнедеятельности и создание благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства», - гласит абз. 7 ст. 4 Закон РФ «О статусе столицы Российской Федерации»;

- «реновация жилищного фонда в городе Москве (далее - реновация) - совокупность мероприятий, осуществляемых в целях предотвращения формирования аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения устойчивого развития жилых территорий, создания благоприятной среды жизнедеятельности, общественных пространств и благоустройства территории и предусматривающих комплексное обновление среды проживания граждан;», п.1 ч. 1 ст. 1 Закон города Москва «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве»;

 

- «В целях обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства, предотвращения роста аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства и в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации" Правительство Москвы постановляет:», - преамбула Постановления Правительства Москвы №497-ПП от 01.08.2017;

 

Наиболее подробно цели реновации раскрыты в ст. 3 документа «Программа реновации жилищного фонда в городе Москве». Главная цель - не допустить массового появления аварийного жилищного фонда в городе Москве и одновременно скорректировать накопленные за предыдущие десятилетия диспропорции развития города и сформировать городскую среду принципиально нового качества.

 

В части сопутствующих целей прямо указаны:

 

3.2.1. Формирование полицентрической структуры города. Повышение пешеходной доступности необходимых для обеспечения жизнедеятельности объектов, снижение нагрузки на транспортную инфраструктуру. Уменьшение перепробега автотранспорта.

 

3.2.2. Создание новой планировочной структуры городской среды со смешанной функцией, приспособленной для комфортного проживания, отдыха и работы. Организация рабочих мест и мест проживания в границах планировочной структуры.

 

3.2.3. Строительство энергоэффективных многоквартирных домов, снижение затрат на их эксплуатацию.

 

3.2.4. Улучшение экологической обстановки.

 

3.2.5. Обновление и модернизация инженерной инфраструктуры.

 

3.2.6. Формирование современного архитектурного облика города Москвы.

На фоне массовых протестов первоначальные планы, не предусматривавшие специальных мер по учёту мнения граждан, были скорректированы в соответствии с предложениями общественности.

 

Так в документах появились два важных элемента:

 

Постановление Правительства Москвы «Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве» и ст. 4 Программы реновации «Гарантии жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве».

 

Первый документ устанавливает точные сроки проведения общих собраний собственников по вопросу о включении (исключении) дома в программу реновации; долю голосов собственников, которой может быть принято решение; особенности представления интересов органов власти Москвы (право голосовать передано нанимателям по договорам соц. найма); право и форма участия собственников юридических лиц (в законе Санкт-Петербурга этот вопрос вообще не упоминается и не урегулирован); порядок учета мнения несовершеннолетних собственников; порядок учёта итогов общих собраний собственников жилья.

 

Особенность второго документа (и его концептуальное отличие от закона Санкт-Петербурга) – гарантии предоставления жилья всем жителям домов, включённых в программу реновации.

 

- Всем собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации, взамен таких жилых помещений будут бесплатно предоставляться равнозначные помещения, одновременно соответствующие следующим требованиям:

 

4.3.1. Жилая площадь и количество комнат в таком жилом помещении не меньше жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения.

 

4.3.2. Такое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным законодательством города Москвы, а также имеет улучшенную отделку в соответствии с требованиями, установленными нормативным правовым актом города Москвы.

 

4.3.3. Такое жилое помещение находится в многоквартирном доме, который расположен в том же районе города Москвы, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в Программу реновации (при этом границы указанного района определяются по состоянию на 1 января 2017 г.), за исключением случая, если многоквартирный дом расположен в Зеленоградском, Троицком или Новомосковском административных округах города Москвы. В этом случае равнозначное жилое помещение предоставляется в границах административного округа города Москвы, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в Программу реновации, - сказано в п. 4.3 ст. 4 Программы реновации.

Возможность получения финансовой компенсации установлена только как дополнительная (в СПб – основная) возможность в п. 4.4 ст. 4 Программы реновации:

 

- Вместо равнозначного жилого помещения собственник жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в Программу реновации, вправе получить равноценное возмещение в денежной или в натуральной форме. При этом размер равноценного возмещения определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

 

Таким образом власти Москвы в первоочередном порядке гарантируют именно обеспечение семей жильём, тогда как возможность иного возмещения возможна только по инициативе самих собственников.

 

Специальные гарантии установлены для пожилых и одиноких граждан:

 

П. 4.8 ст. 4 Программы реновации:

 - Ветеранам, одиноким и (или) одиноко проживающим гражданам, достигшим пенсионного возраста, инвалидам, малоимущим гражданам, многодетным семьям, а также иным категориям граждан, установленным нормативным правовым актом города Москвы, оказывается содействие при переселении в связи с реализацией Программы реновации.

 

В целом в ст. 4 Программы реновации урегулированы вопросы: уплаты взносов на капительный ремонт; интересы юридических лиц – владельцев нежилых помещений и арендаторов площадей в сносимых домах. Также установлены требования к благоустройству, обеспеченности объектами социальной инфраструктуры и к их доступности.

 

Ст. 4 Программы реновации также устанавливает требования по созданию комфортной среды проживания граждан, в том числе путем установления дополнительных требований к благоустройству территории, формированию улично-дорожной сети, парковочного пространства, тротуаров прифасадной зоны, организации дворовых и внутриквартальных озелененных территорий.

Дополнительно устанавливаются требования к конструктивным особенностям задний, возмдимых в рамках Программы реновации:

П. 13 ст. 4 Программы реновации: «В целях реализации Программы реновации должно быть обеспечено строительство предназначенных для переселения монолитных (сборно-монолитных) многоквартирных домов, многоквартирных домов из современных панельных конструкций. Такие многоквартирные дома должны обладать высокой энергетической эффективностью и соответствовать современным стандартам по приспособлению многоквартирных домов для маломобильных групп граждан».

 

ВАЖНО: Ст.4 Программы реновации раскрывает положения Закона города Москва «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве», а не устанавливает собственное регулирование. В частности, в законе города Москва прямо установлена гарантия предоставления жилья «…в том же районе города Москвы, в котором расположен соответствующий многоквартирный дом, подлежащий реновации» (п.3 ч.1 ст. 4 Закона города Москва №14 от 17.05.2017 года).

 

Важной особенностью реновации в Москве является «вторичная приватизация». Ч.3 ст. 4 Закона города Москва №14 от 17.05.2017 года установлено право граждан, проживающих по договорам социального найма «… взамен освобождаемого им жилого помещения бесплатно предоставляется равнозначное жилое помещение на праве собственности или на основании письменного заявления указанного лица - по договору социального найма». При этом, как ясно из текста, отказ от такой формы приватизации жилья возможен только по инициативе самого гражданина, высказанной письменно.

 

В отличие от закона Санкт-Петербурга московское законодательство прямо устанавливает гарантии содействия отдельным категориям граждан при переселении в рамках осуществления реновации (ст. 7 Закона города Москва №14 от 17.05.2017 года).

 

Возможность получить постоянное жильё не в пределах района, а непосредственно в пределах квартала, где был расположен снесённый дом, также закреплена законом (ч.1 ст.10 Закона города Москва №14 от 17.05.2017 года). Сегодня более 80% петербуржцев высказываются за право остаться в тех кварталах, где они проживают.

 

Законом устанавливается требования к градостроительной документации, которая должна предусматривать: формирование улично-дорожной сети, парковочного пространства; формирование: прифасадной зоны, тротуаров, пешеходной зоны, зоны озеленения, технической зоны (содержание проезжей части, организация посадочных площадок остановок общественного транспорта, размещение технических средств организации дорожного движения); дворовых и внутриквартальных озелененных территорий, которые должны формироваться в виде единой системы, включающей участки зеленых насаждений вдоль пешеходных и транспортных коммуникаций (п.п. 1-3 ч. 2 ст. 10 Закона города Москва №14 от 17.05.2017 года).

 

В отличие от Санкт-Петербурга в Москве законом устанавливаются «Требования к архитектурно-градостроительным решениям многоквартирных домов, предназначенных для переселения» (ст. 11 Закона города Москва №14 от 17.05.2017 года). Указанные требования не включают описание архитектурно-художественные и эстетические требования. Московские законодатели сосредоточились на обеспечении гарантий создания безбарьерной среды для маломобильных граждан, а также на утилитарных вопросах обеспечения комфортности проживания. Например, законом установлено правило расположения входов в жилые и нежилые помещения (для нежилых только с улицы); обязательно создание специальных внешних ниш для размещения наружных блоков кондиционеров.

 

Законом установлено конструктивное решение зданий, планируемых к возведению в рамках реновации: «В целях переселения граждан при осуществлении реновации осуществляется строительство монолитных многоквартирных домов, многоквартирных домов из современных панельных конструкций, обладающих высокой энергетической эффективностью, и с соблюдением современных стандартов по приспособлению таких многоквартирных домов для маломобильных граждан», - ч.2 ст. 11 Закона города Москва №14 от 17.05.2017 года.