Новости

Политические репрессии – неизбежность или свидетельство отсутствия политической культуры?

30 октября 2022

 Сегодня в России миллионы семей отмечают печальный день – День памяти жертв политических репрессий. Памятная дата была установлена Постановлением Верховного Совета РСФСР № 1763/1-I от 18 октября 1991 года.

 В этот день в нашей стране вспоминают события первой половины XX-го века. Начало им положили события 1917 года, когда в результате большевистского переворота в нашей стране начался «красный террор», переросший затем в «сталинские репрессии» 1930-х годов, и формально завершившийся «Ленинградским делом» и амнистией 1953 года. На самом деле, репрессии в отношении политических противников коммунистов продолжались практически до самого конца большевистского режима в 1991 году.

 Если говорить о самом феномене политических репрессий без привязки к конкретной партии, то придётся признать факт существования таких репрессий не только в авторитарных режимах, но и в странах «победившей демократии».

Сегодня в России миллионы семей отмечают печальный день – День памяти жертв политических репрессий. Памятная дата была установлена Постановлением Верховного Совета РСФСР № 1763/1-I от 18 октября 1991 года.

 В этот день в нашей стране вспоминают события первой половины XX-го века. Начало им положили события 1917 года, когда в результате большевистского переворота в нашей стране начался «красный террор», переросший затем в «сталинские репрессии» 1930-х годов, и формально завершившийся «Ленинградским делом» и амнистией 1953 года. На самом деле, репрессии в отношении политических противников коммунистов продолжались практически до самого конца большевистского режима в 1991 году.

 Если говорить о самом феномене политических репрессий без привязки к конкретной партии, то придётся признать факт существования таких репрессий не только в авторитарных режимах, но и в странах «победившей демократии».

 Одним из примеров таких репрессий может быть период маккартизма в США.

 В 1949 году, на фоне успехов СССР в поствоенный период и явных отличий в скорости роста уровня жизни рабочих и крестьянства в США и СССР, коммунистическая партия пришла к власти в КИТАЕ. Это была не просто победа китайских коммунистов, но в значительной степени поражение США, которые вложили немало сил и средств в поддержку Китайской Национальной партии Гоминьдан.

 «Шок и трепет» - фраза знакомая нынешнему поколению совсем в другом контексте появилась именно в тот период и стала отражением восприятия правящей элиты США к событиям в России и Китае.

 Ответом на рост популярности идей большевизма в США стало принятие «Закона о внутренней безопасности 1950 года». Одним из авторов этого юридического казуса стал сенатор Джозеф Рэймонд Маккарти, избранный от республиканской партии в штате Висконсин. Заинтересованных было, разумеется больше, включая кавалера советского ордена «Победа», генерала армии и 34-го президента США Дуайта  Дэвида Эйзенхауэра.

 Документ, оставшийся в истории как один из самых позорных законов США, сломал жизни десятков тысяч американских семей. Одна из его особенностей состояла в том, что от фигурантов не требовалось совершать конкретные преступления. Достаточно было «подозрений в вероятном наличии намерений».

Причина такого страха перед теми, кого маккартисты объявили своими врагами раскрыта Разделе 2 «Закона о внутренней безопасности 1950 года». Вот как написан, например, пункт второй:

«Установление тоталитарной диктатуры в любой стране приводит к подавлению любой оппозиции партии власти, подчинению прав отдельных лиц государству, отрицанию основных прав и свобод, характерных для представительной формы правления, таких как свобода слова, пресса, собрания и религиозное поклонение, и приводит к поддержанию контроля над людьми посредством страха, терроризма и жестокости».

 Фактически речь шла о паническом ужасе правящего класса в США перед ростом популярности прокоммунистических настроений. Маккарти, начиная с выступления в городе Уилинге 9 февраля 1950 года говорил об угрозе самому образу жизни американцев. Маккартисты пытались объяснить необходимость массовых увольнений, крупных штрафов ($ 10.000 в 1950-м!), тюремных сроков (от 1 года и больше) и высылки инакомыслящих из страны (прямо противоречило закону, но было) необходимостью защиты традиционных общепризнанных ценностей.

 Жестокость, с которой действовали маккартисты (вплоть до применения пыток и внесудебных убийств) объяснялась большой опасностью и необходимостью принятия срочных мер.

 Уже в 1954 году действия маккартистов были осуждены не только на общественном, но и на политическом уровне. Впрочем, некоторые законы эпохи маккартизма просуществовали до 1970-х годов. А некоторые приёмы, усвоенные американской политикой в тот период, пришлись весьма кстати в XXI веке.

 На каждом витке репрессий их сторонники во всех странах объясняют свои решения необходимостью действовать срочно и немедленно, запугивая общество вероятностью негативных последствий и потери тех преимуществ, которые даёт существующая система.

 «Хочешь жить стабильно - убей инакомыслящего!» - эта универсальная формула противная любому мыслящему человеку, противная чувствам любой матери, любого отца, любого здорового человека, раз за разом и век за веком побеждает здравый смысл и приносит миллионы жертв. Раз за разом сторонники репрессий пытаются доказать их неизбежность и выставить их как единственную возможность защитить общество от угрозы (какой именно – определяется ситуативно и по вкусу репрессирующих).

 Я думаю, есть две причины такого развития событий.

 Первая – неготовность большинства простых граждан признать сам факт своего равенства с другими членами общества. Как только на горизонте появляется гражданин этикированный как «начальник» большинство граждан склоняет голову. Это в равной степени относится и к Свободным Штатам Америки и к тоталитарным режимам и к отечественной суверенной демократии. На самом деле, конечно, никакого «божественного начала» ни у какого бугра нет. Начальник – либо нанятый управленец, либо избранное на некоторый срок лицо, которое обязано действовать исключительно по поручению и во исполнение наказов простых граждан.

 Вторая причина – недостаток общественных и юридических процедур, гарантирующих незыблемость основных прав и свобод, но удерживающих от злоупотребления ими.

 Как пример пункт из «Закона о внутренней безопасности 1950 года», текст которого я уже приводил. Выступая в городке Уилинге (штат Западная Вирджиния), сенатор Джозеф Маккарти воспользовался правом на свободу слова, но для чего? Для того, чтобы полностью лишить этого права критиков крайне правых взглядов. Сам Маккарти был известен как защитник нацистов, попавших в США под суды. Тот факт, что по сути своей германский режим был крайней формой авторитаризма его не смущал.

 Сегодня многие напишут о недопустимости политических репрессий. Напишут о том, что и в нашей стране, и в США, и во многих других странах сегодня вновь принимаются законы, ограничивающие политическую деятельность, в том числе карательными мерами. Всплакнут и забудут до 30 октября 2023 года.

 Думаю, нужно не слёзы пускать, а не допускать сворачивания и отмены тех процедур, которые есть в нашем обществе. Прежде всего, не допускать сокращения выборных процедур, увеличения сроков полномочий выборных лиц, ограничения свободы слова. Это возможность избежать новых волн жестоких репрессий, вызванных только тем, что у кого-то есть своё мнение и смелость его высказывать.