Новости

Нереальный проект: почему генплан Петербурга вызывает вопросы

10 августа 2022

Про­ект но­во­го ген­пла­на Пе­тер­бур­га преду­смат­ри­ва­ет стро­и­тель­ство 89 стан­ций мет­ро. Об этом за­явил гу­бер­на­тор Алек­сандр Бег­лов. Со­бе­сед­ни­ки РК со­мне­ва­ют­ся в ре­а­ли­стич­но­сти за­яв­лен­ных це­лей. На об­ще­ствен­ное об­суж­де­ние глав­но­го гра­до­стро­и­тель­но­го до­ку­мен­та вла­сти Се­вер­ной сто­ли­цы от­ве­ли все­го неде­лю. Экс­пер­ты опа­са­ют­ся, что при­ня­тый в спеш­ке ген­план мо­жет со­здать се­рьез­ные про­бле­мы для раз­ви­тия го­ро­да. 

Боль­шие пла­ны

В Пе­тер­бур­ге об­суж­да­ют про­ект но­во­го ген­пла­на. До­ку­мент раз­ра­бо­тан до 2040 года с про­гно­зом раз­ви­тия го­ро­да до 2050-го. С 4 по 10 ав­гу­ста пе­тер­бурж­цы мо­гут вне­сти свои пред­ло­же­ния и за­ме­ча­ния по про­ек­ту в спе­ци­аль­ном раз­де­ле на сай­те Ко­ми­те­та по гра­до­стро­и­тель­ству и ар­хи­тек­ту­ре.

Про­ек­ту но­во­го ген­пла­на по­свя­ще­на се­рия по­стов на стра­ни­це гу­бер­на­то­ра Алек­сандра Бег­ло­ва в соц­се­ти «ВКон­так­те». В од­ной из пуб­ли­ка­ций со­об­ща­ет­ся о пла­нах по раз­ви­тию об­ще­ствен­но­го транс­пор­та в го­ро­де, в том чис­ле мет­ро.

«Про­ект преду­смат­ри­ва­ет усо­вер­шен­ство­ва­ние ра­бо­ты мет­ро­по­ли­те­на – уве­ли­че­ние про­тя­жен­но­сти ли­ний на 139 км. Бу­дет от­кры­то 89 но­вых стан­ций мет­ро, из них 31 стан­ция за­пла­ни­ро­ва­на на первую оче­редь», – от­ме­тил гу­бер­на­тор.

Кро­ме того, вла­сти Пе­тер­бур­га на­ме­ре­ны про­дол­жить стро­и­тель­ство трам­вай­ных ли­ний.

«Мы пер­вые в мире внед­ри­ли си­сте­му без­опас­но­сти на трам­ва­ях, поз­во­ля­ю­щую ав­то­ма­ти­че­ски рас­по­зна­вать пре­пят­ствие на пути и оста­нав­ли­вать со­став. Пла­ни­ру­ет­ся встра­и­ва­ние в си­сте­му го­род­ско­го транс­пор­та при­го­род­ных элек­тро­по­ез­дов – со­зда­дим два диа­мет­раль­ных марш­ру­та, ко­то­рые свя­жут се­вер и юг Пе­тер­бур­га», – рас­ска­зал под­пис­чи­кам Бег­лов.

Те, в свою оче­редь, скеп­ти­че­ски оце­ни­ва­ют обе­ща­ния гу­бер­на­то­ра и за­ме­ча­ют, что при ны­неш­них тем­пах стро­и­тель­ства мет­ро в Пе­тер­бур­ге 89 стан­ций по­явят­ся в го­ро­де в сле­ду­ю­щем веке.

На се­го­дняш­ний день мет­ро­по­ли­тен Пе­тер­бур­га со­сто­ит из пяти ли­ний, экс­плу­а­та­ци­он­ная дли­на ко­то­рых со­став­ля­ет 124,8 км. На них рас­по­ло­же­но 72 стан­ции.

Но­вый ген­план Пе­тер­бур­га та­к­же преду­смат­ри­ва­ет стро­и­тель­ство 39 транс­порт­но-пе­ре­са­доч­ных уз­лов, пяти пе­ре­хо­дов че­рез Неву и ши­рот­ной ско­рост­ной ма­ги­стра­ли. В год, со­глас­но ген­пла­ну, в Се­вер­ной сто­ли­це бу­дут во­дить бо­лее 3 млн кв. м жи­лья. Ос­нов­ное раз­ви­тие го­ро­да со­сре­до­то­чит­ся на се­ве­ре го­ро­да в При­мор­ском рай­оне и на юге – в Пуш­кин­ском. Ос­нов­ная мас­са но­во­го жи­лья, про­мыш­лен­но­сти, об­ще­ствен­но-де­ло­вых объ­ек­тов пред­по­ла­га­ет­ся на неза­стро­ен­ных тер­ри­то­ри­ях, уточ­ня­ет Ин­тер­факс.

За­чем нуж­на спеш­ка с ген­пла­ном Пе­тер­бур­га?

За­яв­лен­ные в ген­плане цели пред­став­ля­ют­ся по­ли­то­ло­гу Алек­сан­дру Кон­фи­са­хо­ру недо­сти­жи­мы­ми.

«Циф­ра, ко­неч­но, по­ра­жа­ет. Тут одна-две стан­ции удив­ля­ют, а ко­гда го­во­рят о 89, то это ста­но­вит­ся пред­ме­том об­суж­де­ния мно­гих экс­пер­тов. Хотя ре­аль­ных пред­по­сы­лок для по­доб­ных пла­нов нет ни­ка­ких. Если толь­ко ав­то­бус­ные или трам­вай­ные оста­нов­ки на­звать стан­ци­ей мет­ро, так как ря­дом есть под­зем­ный пе­ре­ход», — иро­ни­зи­ру­ет Кон­фи­са­хор.

По его мне­нию, Пе­тер­бур­гу не нуж­но та­кое ко­ли­че­ство но­вых стан­ций мет­ро, учи­ты­вая гео­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти го­ро­да.

«Я не спе­ци­а­лист, но всем из­вест­но, что грун­ты в го­ро­де не осо­бо рас­по­ла­га­ют к та­ким пер­спек­ти­вам, что в 1970-е годы на­гляд­но по­ка­зал раз­мыв в Пе­тер­бург­ском мет­ро­по­ли­тене на пе­ре­гоне меж­ду стан­ци­я­ми „Лес­ная“ и «Пло­щадь Му­же­ства». Ава­рия про­изо­шла в ре­зуль­та­те раз­ру­ши­тель­но­го воз­дей­ствия плы­ву­на на тон­не­ли», – на­пом­нил Кон­фи­са­хор.

По­ли­то­ло­га Ва­ди­ма Са­фо­но­ва удив­ля­ет вре­мя, вы­бран­ное для об­суж­де­ния ген­пла­на Пе­тер­бур­га: все­го неде­ля в тра­ди­ци­он­ный се­зон от­пус­ков.

«Этот ген­план, мяг­ко го­во­ря, остав­ля­ет двой­ствен­ное впе­чат­ле­ние. Ви­ди­мо, было очень нуж­но при­нять ка­кой-то ам­би­ци­оз­ный до­ку­мент, сде­лать это быст­ро и по­ка­за­тель­но. Но ско­ро­па­ли­тель­ность, с ко­то­рой в Санкт-Пе­тер­бур­ге в по­след­нее вре­мя при­ни­ма­ют­ся се­рьез­ные до­ку­мен­ты, опре­де­ля­ю­щие жизнь го­ро­да на де­ся­ти­ле­тия впе­ред, про­сто обес­ку­ра­жи­ва­ет», – по­де­лил­ся мне­ни­ем Са­фо­нов.

Он на­пом­нил, что недав­но в Пе­тер­бур­ге так же ско­ро­па­ли­тель­но был при­нят за­кон о ре­но­ва­ции, ко­то­рый стал по­во­дом для про­те­стов го­ро­жан.

«Ко­неч­но, это го­во­рит о том, что есть ка­кая-то спеш­ка. Кому-то нуж­но очень быст­ро про­пих­нуть та­кие до­ку­мен­ты, как за­кон о ре­но­ва­ции и ген­план, а там тра­ва не рас­ти. Се­рьез­ные вещи так не де­ла­ют­ся. Ка­ко­вы бу­дут по­след­ствия? Дай бог, что­бы это были про­сто кон­спи­ро­ло­ги­че­ские стра­хи. Если эти стра­хи ма­те­ри­а­ли­зу­ют­ся, по­след­ствия бу­дут из­ме­рять­ся сот­ня­ми мил­ли­ар­дов руб­лей, ко­то­рые при­дет­ся ис­кать не на со­зи­да­ние, а на ис­прав­ле­ние оши­бок», – ре­зю­ми­ро­вал Са­фо­нов.